Школьный информационно-библиотечный центр "Фабрика Идей" запускает полипроект 2018-2019 учебного года "Школа творческого чтения" .
Идея эмоционального и нравственного становления читателя, положенная в
основу полипроекта, возвращает нас к проблеме воспитания и образования
современного ребенка. Чему и как надо учить в данной среде и в данное
время? Чтобы разобраться в этих вопросах, посмотрим на самого ребенка –
на его личностные, потаенные пристрастия и на его ценности, претендующие
на общественное признание в данное время. Что нужно, чтобы именно
нравственные, духовные, творческие силы стали перспективой для
образования личности?
Через серию небольших проектов мы предлагаем невероятно простой, притягательный, но подчас
незаслуженно «забытый» в профессиональной среде путь – обращение к
эмоционально-творческому началу Детства, к тому, что для ребенка
свойственно думать именно сердцем. Уже сегодня тревожит готовность
многих молодых людей пользоваться готовыми мнениями, чужими мыслями, их
удивительное умение приспосабливаться к формальному восприятию
действительности – качества, говорящие о явном отсутствии нравственной
культуры и культуры чувств.
В предложенных мероприятиях мы предлагаем литературу, ее эмоционально-творческую
энергию как универсальный инструмент для зажигания сердца, для
естественного соединения интеллекта и эстетического, нравственного
начала личности. Читаем ли мы высказывания талантливых людей о своих
детских читательских впечатлениях, или о способности любить жизнь Наташи
Ростовой, или о гамме душевных качеств, определяющих достоинство
личности («За что дети любят Золушку?»), открываем ли для себя
мастерство словесного творчества («Художественный язык чувств – на
примере прочтения сказок Пушкина») – мы сами не замечаем, как
оказываемся втянутыми в нравственную систему восприятия литературных
персонажей, в глубину их психологического анализа, как начинает
раскрываться эмоциональная динамика нашей собственной личности, как
возникает естественное желание профессионала сделать событием такое
прочтение ребенка.
В проектах используются идеи Ирины Ивановны Тихомировой – человека, посвятившего большую часть своей жизни изучению и творческой
популяризации литературы для ребенка. Ей удалось психологию восприятия художественной литературы направить
в практическое русло.
Мы предлагаем ряд мероприятий основанных на конкретной методике,
вовлекающей читателя в ситуацию оценки и перспективы своего
читательского опыта, вызывающих у него интерес к переосмыслению и
толкованию книги, делающих неизбежным мучительный и прекрасный поиск ее
смысловой завершенности. В основе каждого проекта – будь это анализ
читательских впечатлений, тестирование, эмоциональное прочтение или
угадывание контекста, игры в слово или парадоксальные литературные
загадки – лежит открытие таланта читателя, основанное на творчестве
понимания людей, на приоритетах душевных качеств личности.
«Когда читаешь, умей замирать от счастья». Такой наказ юным читателям дал писатель В. Бахревский в предисловии к
книге Геннадия Циферова «Медвежий час». Свое напутствие он отнес к
чтению сказок. Но оно, как я думаю, с полным правом применимо к чтению
любой, проникнутой истинным вдохновением книге. Задача, поставленная
писателем еще в начале 80-х годов, в период активного интереса к книге и
чтению, при нынешнем кризисе детского чтения, стала актуальной вдвойне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий