Литературная перемена


Проект «Литературная перемена»
4-5 классы

Проект «Литературная перемена» направлен на лучшее эмоциональное и художественное прочтение произведений в соответствии с календарем знаменательных дат, связанных с жизнью и творчеством известных русских авторов и классиков зарубежной литературы.
Проект действует в течение всего учебного года и включает в себя три сезона: - «Литературная осень»; - «Литературная зима»; - «Литературная весна». Прочтение записываем на видео и размещаем на странице гимназии ВКонтакте. Объявляем о старте голосования. За понравившееся ПРОЧТЕНИЕ голосуют все: семья, одноклассники, друзья и все желающие. Присоединяйтесь!

1 сезон «Литературная осень» 4 класс
100 лет со дня рождения Б.В. Заходера (1918-2000), детского поэта, писателя, переводчика;
80 лет со дня рождения Владислава Петровича Крапивина (1938), русского писателя;
200 лет со дня рождения И.С. Тургенева (1818-1883), русского писателя
100 лет со дня рождения А.А. Галича (Гинзбурга), поэта, драматурга (1918-1977);
160 лет со дня рождения Сельмы Лагерлеф (1858-1940), шведской писательницы, автора сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями»;
110 лет со дня рождения Н.Н. Носова (1908-1976), детского писателя.

2 сезон «Литературная зима» 4-5 класс
90 лет со дня рождения Чингиза Айтматова, писателя (1928 – 2008);
95 лет со дня рождения Я.Л. Акима (1923-2013), российского поэта;
100 лет со дня рождения писателя Д. Гранина (Германа) (1919 – 2017)
140 лет со дня рождения П.П. Бажова, писателя (1879-1950)
125 лет со дня рождения В. Бианки, писателя (1894-1959)
250 лет со дня рождения И.А. Крылова, писателя (1789-1844)

3 сезон «Литературная весна» 5 класс
 120 лет со дня рождения Ю.К. Олеши, писателя (1899-1960)
160 лет со дня рождения А-К. Дойла, английского писателя (1859-1930)
 2 апреля – Международный день детской книги. (Любое произведение)
Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

Правила участия
Выбираем понравившееся произведение автора из списка. Читаем эмоционально и образно, записываем чтение на видео самостоятельно или в школьной библиотеке (необходимо предварительное согласование даты и времени). Пожалуйста, потренируйтесь перед контрольной съемкой. Вы можете сами выложить ваш видеоролик на YouTube и переслать нам только ссылку видеоролика на почту elenabibl@mail.ru , в теме письма укажите «Литературная перемена». Рекомендуемая продолжительность видеоролика – не более 2 минут. Не забудьте написать фамилию и имя ребёнка, класс, название и автора произведения. 

Писатели-прозаики в нашем проекте будут представлены наиболее яркими эпизодами или отрывками из их творчества. Например, Почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, выдающийся российский писатель Д. А. Гранин будет представлен отрывком из эссе «Как работать гением. (Перечитывая П.Л. Капицу)»


Гранин Д. А. Эссе «Как работать гением. (Перечитывая П.Л. Капицу)»

Отрывок из произведения 
...С юности меня привлекала загадка гениальности. Что это за феномен? Откуда берутся такие люди, как им приходят в голову их открытия, пророческие откровения, волшебные звуки, стихи? Что это? Труд? Терпение? Настойчивость?.. «Гениальность зависит главным образом от энергии», — считал Мэтью Арнолд, английский поэт. «Гений не что иное, как дар терпения», — утверждал Ж. Бюффон. Мне сразу же приходит на ум пушкинский Сальери, который свято исполнял и эти, и другие заповеди. Анализировал, изучая, разлагая на составляющие, произведения гениев, трудился беззаветно, многого достиг, поднялся, но ведь не до звезд! И с тоской и завистью сознавал их недостижимость.

Взрослея, я убеждался, что человеческие старания тут бессильны. Даже нечеловеческие. Ни упорство, ни постоянный труд, ни энтузиазм не в состоянии преодолеть земного притяжения.
Хотя… Заявлял же Исаак Дизраэли, что «всякое произведение гения неизбежно является результатом энтузиазма». А Дизраэли сам обладал незаурядным талантом и знавал немало великих людей.

«Гений есть лишь непрерывное внимание», — определял Гельвеций, тоже человек ярчайшего таланта. Что-то должно было означать его определение?

Известно, что гении были труженики. Толстой переписывал «Войну и мир» восемь раз. Хемингуэй переписывал окончание «Прощай, оружие!» тридцать восемь раз. Но разве это примеры всего лишь трудолюбия? Сальери готов был бы переписать свои оперы и сорок, и сто раз. Да что там Сальери, я ведь тоже готов переписывать сколько угодно, лишь бы достигнуть уровня Хемингуэя, не говоря уж — Толстого. Так ведь беда в том, что не знаешь, что надо переписывать. Хемингуэй каждый раз видел несовершенство написанного, знал, что исправлять, он знал, чего добивается. Мне такое видение не дано. Три, от силы пять раз, далее не видно, видимость кончается.

В гениальности есть нечто мистическое, недоступное логике. То, чего не достигнуть никаким трудом. От великих поэтов можно услышать признание того, что порой им кто-то диктует, «божественный глагол» вдруг касается их души, это не только вдохновение, это еще откровение, надо скорее записать звуки, слова, которые откуда-то приходят. Не поэт искал их, они нашли его и водят его рукой.
Для ума заурядного это все магия. Посредственность не желает признавать непостижимость гения. Тем более когда видит этого гения в обыденности, когда «молчит его святая лира, душа вкушает хладный сон и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».
Ничтожный. И тем не менее личность гения отмечена. Можно почувствовать излучение, какое-то напряжение, исходящее от такого человека. У меня возникало это ощущение не раз при встречах с Д. Д. Шостаковичем, Н. В. Тимофеевым-Ресовским, П. Л. Капицей, А. А. Ахматовой, А. Д. Сахаровым, Л. Д. Ландау, да и с менее известными, но, я убежден, блистательно талантливыми — гений определяется не его известностью. Что-то отделяло их от прочих людей.
В России гениев было мало. Но их и всюду мало. Всегда мало. Во все времена. Есть века пустые. Гении то сходятся, кучкуются, да еще как бы в одном месте, то куда-то исчезают, покидая человечество надолго.
Толстой и Достоевский, Толстой и Чехов, Блок, Маяковский, Мандельштам вдруг собираются, встречаются, сталкиваются. Гете и Шиллер, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг…
Русская наука имеет всего несколько ученых мирового класса. Их легко пересчитать по пальцам. Среди них Петр Леонидович Капица. Мощь его дара я стал понимать не через его научные результаты, их оценить я не могу самостоятельно, а в работах и мыслях общедоступных. Они поучительны, они помогают понять особенности мышления великого, я бы сказал гениального, ученого...




Комментариев нет:

Отправить комментарий